Что за сказка? 1. Прочитай отрывок. Напиши название сказки и её автора. А зима стояла холодная - прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть совсем. Но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось всё меньше и меньше. Морозило так, что ледяная кора трещала. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмёрз. Рано утром проходил крестьянин, увидел примёрзшего утёнка, разбил лёд своим деревянным башмаком и принёс птицу домой к жене. Утёнка отогрели. Но вот дети вздумали играть с ним, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком - молоко расплескалось. Женщина вскрикнула и всплеснула руками. Утёнок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож! Женщина вопила и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь стояла отворённой, утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег и долго - долго лежал там почти без чувств. Почему утёнок решил, что дети хотят обидеть его? 2. Если бы ты был композитором, какую бы музыку ты подобрал к сцене в доме (подчеркни): быструю, медленную, весёлую, грустную, громкую, тихую? Почему? • Слова какой части речи подтолкнули тебя к такому выводу? Подчеркни их двумя чертами в тексте. 3. Можно ли путешествия утёнка назвать злоключениями? Или лучше приключениями? Почему? 4. Подбери синонимы к слову гадкий_____________________ 5. Расскажи кратко, что происходило с утёнком до и после эпизода (отрывка) в крестьянском доме. 6. Нарисуй и расскажи, чем отличаются друг от друга подойник, кадка* и бочонок. * Кадка - бочка с прямыми боками и одним днищем.* Подойник - сосуд, в который стекает молоко при доении 7. Как ты понимаешь высказывания Андерсена из сказки про гадкого утёнка? Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца! Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости, - помня то время, когда все его презирали и гнали. 8. Заполни пропуски словами из текста. А зима ___________ холодная -_______________. Утёнку приходилось плавать без _______________, чтобы не дать воде замёрзнуть совсем. Но с каждой ____________ свободное ото льда пространство ____________всё меньше и меньше. Морозило так, что_______________кора трещала. Утёнок без устали_____________ лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь______________. 9. Прочитай правило, поработай с ним. Служебные слова, словосочетания с тем словом, к которому они относятся, всегда произносятся как одно слово: без отдыха, не дать, с каждой, меньше именьше. • Прочитай текст (задание 1). Подчеркни слова, которые читаешь как одно слово. • Прочитай текст, расставь логическое ударение (выделяй голосом наиболее важные по смыслу слова). • Прочитай текст, запиши время прочтения._________ 10. Читай весь текст внимательно, без ошибок, в темпе разговорной речи. 11. Прочитай любую сказку Андерсена и перескажи её в классе.