Роспись по стеклу

Введение

Стекло - замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Оно может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали множество предметов утвари, изображая на них сценки из жизни или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. Первооткрыватели «новой декоративной живописи по стеклу» усовершенствовали технику применения материалов, появившихся благодаря экспериментам последних лет.

Нас заинтересовала и привлекла данная техника. Мы решили изучить ее и попробовать освоить.

Поэтому целью нашей работы стало изучение техники и освоение базовых этапов росписи по стеклу для того, чтобы в последующем попробовать декорировать, например, стеклянную посуду.

В этой связи, нами были поставлены следующие задачи:

  • на основе анализа литературы узнать, что представляет из себя роспись по стеклу, какие имеет особенности, какие этапы работы в себя включает;
  • попробовать овладеть базовыми этапами росписи по стеклу;
  • создать ряд картин на стекле, объединенных темой «Времена года».

Объект исследования: роспись по стеклу.

Предмет исследования: изучение основных этапов росписи по стеклу.

Гипотеза. На основании выше изложенного мы предположили, что освоив основные этапы данного вида росписи и в последующем усовершенствовав свои навыки, мы сможем своими руками декорировать элементы интерьера, в частности, стеклянную посуду.

Сегодня на пике декорирования интерьера находится так называемый «Hand-made», что в переводе означает - сделанный своими руками. Людям уже становится неинтересно то огромное изобилие готовых интерьерных решений, которое им предлагается в различных магазинах. Больший интерес вызывает декорирование своими руками. К тому же сейчас очень легко можно найти довольно подробные инструкции по выполнению того или иного вида декорирования в сети Internet. Все это подтверждает актуальность выбранной нами темы.

Глава 1. Роспись по стеклу. Вчера и сегодня.

Беден тот, чье жилище не украшено стеклом.

Цицерон

Художественные витражи или роспись по стеклу – это искусство, которое своими корнями уходит в эпоху Ренессанса и ассоциируется у нас со стеклянными картинами в соборах. Однако, современная художественная роспись стекла, заливной витраж, роспись бутылок стала одним из необыкновенных видов искусства. Она прекрасно сочетается с архитектурой. Декоративные стекла, витражи дополнят любой интерьер Вашей квартиры или офиса. Большую популярность в последнее время также набирает роспись стеклянной посуды, элементов мебели и т.д.

                                        
rospis     rospis1

Роспись стекла – это необычайно интересное искусство, которое неподвластно веяньям моды. Художественная роспись стекла прекрасно смотрится в местах, где свет падает на роспись по стеклу, – свет преломляется, и краски «играют» яркими оттенками и цветами. Роспись мебели и фасадов из стекла, дверных проемов, окон, плафонов, фонарей, куполов, отдельных декоративных элементов, добавляет в интерьер своеобразный стиль богатую и теплую атмосферу. Выбирая предметы интерьера можно сэкономить на фасаде, сделав любую роспись стекла. Художественные витражи принесут в Ваш дом неповторимость и новизну, создадут уют и комфорт.
Художественные витражи и просто роспись стекла могут выполняться на цветных или прозрачных стеклах, в виде композиций, картин, узоров. Рисунок может заполнять как всю поверхность стекла, так и отдельные его части. Стекла - витражи создают особую цветовую среду в помещении, гармонию, подчеркивают стиль своих хозяев. Даже такая простая вещь, как роспись бутылок, уже создает ощущение теплоты, притягивает взгляды людей.

         Стекло - особый  материал, поэтому работы, выполненные на нем, получаются очень красивыми и утонченными, что лишь добавляет любви и популярности работам. Роспись стекла крайне динамично развивается. В наше время расписывают стекло, мебель, предметы интерьера. Эффектный декор стекла или дерева великолепно дополнит абсолютно любой интерьер офиса, квартиры или коттеджа. Когда заказчик желает роспись по стеклу, то ему действительно есть, что предложить, так как роспись стекла может выполняться в разных техниках, можно воплотить  любую мысль. Востребованность рынком изделий, которые выполнены из расписанного вручную стекла, постоянно растет.            Роспись бутылок и роспись стекла может быть очень познавательной и для ребенка. В магазинах продаются наборы для рисования на стекле и трафареты. Все очень просто. Вы прикладываете трафарет, обрисовываете или переносите на стекло, разукрашиваете, как вам вздумается, и витраж готов. Роспись по стеклу может заинтересовать ребенка гораздо больше, чем рисование на бумаге. Конечно, профессиональная художественная роспись стекла – это сложная творческая и чрезвычайно кропотливая работа, которая требует художественных навыков и умения их воплощать в изготовлении витражей.                      Художественные витражи, выполненные мастерами-профессионалами, притягивают своей магической силой. Можно часами рассматривать стекла-витражи и наслаждаться красками и линиями замечательных узоров. Художники, практикующие роспись стекла, выполняют очень кропотливую и сложную работу, поэтому такое искусство подвластно только мастерам высокого уровня. Роспись по стеклу, заливной витраж и роспись бутылок выполняется профессиональными материалами. Если роспись стекла выполняется детально, то на картине появляется эффект свежести и неповторимости.  Если рисунок состоит из мелких деталей, то работа будет выглядеть более утонченной. Стекла витражи, поверхность которых разделена на небольшие части, составляют мозаику, каждое звено которой – это восхитительные художественные витражи, сплетенные в узоры.

Каким же образом человек открыл для себя такой хрупкий и прозрачный материал как стекло? Одна из легенд, поведанная древнеримским историком Плинием Старшим (79-23 гг. до н.э.), гласит, что открытие стекла произошло случайно, когда финикийские купцы за неимением под рукой камней сложили очаг на песчаном берегу из перевозимой ими африканской соды. На следующее утро на месте костра они обнаружили несколько гладких блестящих пластин, через которые можно было смутно видеть свет. Это было исключительное стечение обстоятельств, ведь песок, из которого образуется стекло, плавится при температуре 1710°C, а при добавлении соды температура плавления снижается больше чем в 2 раза до 720°C. В те времена, ни о каких градусах понятия не имели, но, тем не менее, обратили внимание на высокотемпературное взаимодействие песка и щелочи (зола, сода).

Стеклоделием занимались в Древнем Египте и в Месопотамии около 5-4 тыс. лет тому назад. По структуре стекло представляет собой аморфное вещество. Именно отсутствие кристаллической решетки и делает его столь хрупким, из-за чего стекло может разламываться по непредсказуемому пути. Однако в наши дни существуют технологии, придающие стеклу большую прочность. С другой стороны, именно благодаря аморфности изделия из стекла можно сделать настолько острыми, что ни один идеально заточенный металлический предмет не сравниться с ними по своей остроте. Человечество, осваивая стекло, накопило немалый опыт работы с ним.

Другим немаловажным элементом росписи по стеклу (помимо самого стекла) являются, конечно же, специальные «витражные» краски, а именно контурные краски и краски для заливки, для наполнения цветом. Они так же претерпели значительные изменения с древнейших времен до наших дней. И, благодаря достижениям в области химии, мы имеем возможность использовать при декорировании огромное разнообразие этого материала (красок).

На основании вышеизложенного мы сделали следующие

выводы:

  1. Роспись по стеклу возникла еще в эпоху Ренессанса.
  2. Профессиональная художественная роспись стекла – это сложная творческая и чрезвычайно кропотливая работа, которая требует художественных навыков.
  3. Роспись по стеклу является одним из самых модных и востребованных направлений декорирования интерьера на сегодняшний день.

Глава 2. «Первые шаги».

Глава 2.1. Обзор основных приемов и этапов работы

по росписи по стеклу.

В своих статьях в журнале «Художественный совет» Игорь Клисов дает следующие рекомендации по росписи стекла.

Ознакомление с техникой.

Обустроим рабочее место. Нам понадобятся:

- хорошо освещённое место (дневной или искусственный свет, не искажающий цвет, например галогеновая лампа);

- идеально ровный (установленный строго горизонтально) стол;

- краски (очень жидкие). После нанесения на поверхность стекла они могут не-желательным образом стекать, следуя наклону столешницы;

- для эскизов и рисунков: тонкая бумага для рисования; калька; фломастер с тонким кончиком; цветные карандаши; ластик для стирания карандаша; линейка с миллиметровыми делениями; фломастер со сверхтонким кончиком для рисования на стекле; бумажная клеящаяся лента; копировальная бумага;

- для нанесения свинца: тюбик контурной пасты (имитация свинца); пачка зубочисток; бритвенное лезвие; плаcтиковые тарелки; булавка;

- для раскрашивания: набор круглых кисточек из синтетики; набор прозрачных красок, включающий как минимум базовые цвета: белый, чёрный, жёлтый, красный, коричневый и лазурный; набор красок тех же базовых цветов; флакон бесцветного лака; флакон специального разбавителя; пластиковые блюдца; несколько полотняных тряпочек, которые не оставляют ворсинок; алюминиевая анодированная кистемойка;

- для очистки: состав для обезжиривания стекла; антистатический состав для чистки плексигласа; хлопковая тряпочка, не оставляющая ворсинок.

Живопись по стеклу создается, по сути, двумя материалами: контурной пастой, которая имитирует эффект свинца, и краской, прозрачной - для стекла и для холодной росписи керамики. Использование определённой краски может даже изменить функциональность предмета. Контурная паста выпускается в тюбике, выдавливается через насадку, образуя на стекле контур, который после затвердения будет служить границей для краски и защищать её от внешних воздействий. Краска, которая будет наноситься кисточкой, надёжно схватываясь со свинцовым контуром, обеспечит прочное соединение обоих материалов с основой. Свинцовый контур - видимый и эстетически значимый элемент, хорошо узнаваемый и типичный; поэтому нужно выбирать рисунки, изначально созданные в стиле данной техники и по возможности упрощённые.

После выбора рисунка необходимо очистить основу антистатиком, чтобы удалить загрязнения с поверхности и обеспечить максимальную прочность сцепления со свинцом.

Как пользоваться свинцом.

1) Начнём с подготовки контурной пасты, которая воспроизводит эффект свинца.

Откройте тюбик и, проделав отверстие, выдавите немного свинца на пластиковую тарелку, чтобы удалить, возможно, скопившиеся в тюбике лишние воздух и масло. Иногда в насадке может застыть немного пасты, которая будет препятствовать дальнейшему выходу состава наружу. В этом случае удалите застывший свинец, отвинтив насадку и вставив булавку изнутри в направлении выходного отверстия.

2) Снова привинтите насадку, повторите первую операцию, выдавив немного свинца до появления компактного и однородного валика.

3) Чтобы обеспечить равномерный выход свинца из тюбика (без необходимости сильно давить пальцем, напрягая тем самым кисть), подкрутите складку внизу тюбика, стараясь всегда держать тюбик под давлением. Теперь свинец готов к использованию. Чтобы получать хороший результат, необходимо научиться правильной постановке работы. Контур не должен быть ни слишком тонким, ни сплющенным, ни прерывисто-ломаным. Благодаря навыку вы будете создавать из свинца контур, похожий на круглую проволоку средней толщины.

4) Правильное положение тюбика в руке: горизонтальное на среднем пальце до изгиба кисти между указательным и большим пальцами. Придерживайте его указательным пальцем, чтобы не упал. Собственно, работать будет большой палец, регулируя нажимом выход свинца.

5) Чтобы кисть не дрожала, а запястье и мышцы руки не напрягались, на стол следует опираться всем ребром кисти и предплечьем до локтя, чтобы получался единый рычаг, который перемещался бы, скользя по рабочей плоскости. Внимательно рассмотрите подготовленный рисунок. Логично начинать нанесение контура слева направо и сверху вниз, чтобы не класть кисть или руку на участок с уже нанесённым свинцом. Лучше начинать с одной из внешних линий рисунка.

6) Теперь нужно снять с тюбика колпачок и подушечкой пальца другой руки очистить кончик насадки, который должен всегда оставаться совершенно чистым, иначе остаток свинца может изменить направление выходящего материала

7) Определите точку, с которой хотите начать. Держите тюбик слегка приподнятым над стеклом и начинайте осторожно нажимать на него, выдавливая свинец так, чтобы он ложился сверху, и одновременно двигайте кистью и рукой, стараясь закрыть пастой линию рисунка. Когда необходимо остановиться, перестаете сжимать тюбик за мгновение до достижения выбранной точки, чтобы на стекло лёг последний отрезок свинца, оставшийся в насадке.

8) Если хотите продолжить работу и замкнуть контур рисунка, снова начинайте нажимать на тюбик, опуская начало валика свинца на окончание контура. Таким образом вы получите однородный контур без лишнего расхода материала. Если в результате образовался «наплыв» из свинца, возьмите зубочистку и осторожно разнесите в разные стороны излишек материала до исчезновения «наплыва». Если свинец не попал на линию, опять воспользуйтесь зубочистками, чтобы подправить контур, сдвинув его на нужную линию.

Эту операцию следует выполнить сразу, потому что через 5 минут свинец начнет затвердевать и после этого его нельзя поправить, разве что полностью удалить неправильный фрагмент контура (с помощью лезвия) и заново переделать. Во время работы важно не спешить: чем медленнее движется рука, тем более аккуратной получается линия контура. Если же будете действовать быстро или резко, валик станет неоднородным и не сможет образовать нужного барьера для сдерживания краски.

Доведите контур рисунка, работая спокойно и непринужденно, не делая резких движений, не выкручивая запястье или руку.

Когда контур закроет весь рисунок, оставьте работу на 5-6 часов, не меньше, чтобы свинец достаточно затвердел.

Только после этого можно приступать к заливке композиции цветом.

Прежде чем приступать к раскрашиванию стекла, необходимо провести несколько испытаний цвета на эскизе с помощью цветных карандашей. Ведь чтобы определить, как будет выглядеть наш рисунок, мы должны знать, какую рельефность желательно ему придать.

Как пользоваться прозрачной краской для стекла.

Серия прозрачных красок включает 16 оттенков, которые хорошо смешиваются друг с другом, и один бесцветный лак, увеличивающий прозрачность красок для получения светлых оттенков.

Чтобы раскрасить рисунок с уже нанесёнными контурами и свинцом, на рабочем столе размещаем несколько баночек с прозрачными красками для стекла. Кроме того, потребуются баночка бесцветного лака для стекла и несколько кисточек. Теперь нальём разбавитель в кистемойку, которую будем держать под рукой, и, наконец, сможем приступить к работе.

1. Наливаем на поверхность стекла немного состава для обезжиривания.

2. Протираем её сухой тряпочкой, не оставляющей ворсинок.

3. Чтобы получить переход цвета, видимый с обеих сторон стекла, сначала подготовим колера, которыми будем работать. Если нужен более светлый оттенок, добавим в краску немного бесцветного лака (около половины объёма). Каждый колер наливаем в отдельную ёмкость.

4. Тщательно перемешаем колер кисточкой до получения однородного оттенка, затем оставляем на несколько минут, чтобы исчезли воздушные пузырьки, которые образовались при перемешивании.

5. Обмакиваем кончик кисточки и испытываем краску на пробном кусочке стекла, чтобы проверить, получена ли требуемая интенсивность. Если оттенок колера подходит, мы можем начинать работу.

6. Обмакнув в краску кисточку и покрутив её, чтобы сплотить волоски, возьмём немного краски на кончик и нанесём её на стекло так, чтобы цвет начал распределяться от края линии свинца. Работаем осторожно, кисточка должна едва касаться поверхности.

7. Для передачи цветовых переходов берем несколько красок одновременно, нанося их рядом одну за другой и осторожно размывая кистью места перехода между разными цветами, чтобы свести на нет границу и получить их взаимопроникновение.

8. Если после нанесения краски на её поверхности появится воздушный пузырёк, убираем его с помощью зубочистки или кончиком совершенно чистой кисточки.

9. Теперь надо приподнять стекло, держа его горизонтально, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков. Для уверенности в идеальной прочности рисунка мы должны наносить краску так, чтобы она полностью прилегала к линии свинца. Примерно через двое суток краска высохнет окончательно, и работу можно вставить в подходящую рамку.

Как пользоваться краской для холодной росписи керамики

Используя краски для стекла, мы до сих пор расписывали предмет, применяя только разные градации одного цвета, или, располагая рядом друг с другом разные хроматические тона, для получения светотени.

Теперь же будем пользоваться палитрой эмалей, которая позволит писать в классической манере, с эффектами естественных цветовых переходов.

Краски для холодной росписи керамики - это глянцевые эмали насыщенного и яркого тона, созданные для обеспечения кроющего эффекта. Серия состоит из 19 тонов, могущих смешиваться между собой, и одного бесцветного лака, жидкости, которая при смешивании с эмалью делает её полностью или частично прозрачной.

Это краски двойного назначения: как кроющие они видны в отсутствие подсветки, как прозрачные - при подсветке сзади.

Для росписи воспользуемся круглыми кисточками из синтетического волоса и разбавителем для размягчения и очистки кисточек. Приступая к работе этими эмалями, мы используем рисунок, контур которого очерчен свинцом. Так же как и в красках по стеклу, готовим колера и для светлых оттенков, добавляем до 50 % бесцветного лака. Тщательно перемешиваем большой кистью № 06 и оставляем отстояться, чтобы исчезли воздушные пузырьки.

А. Делаем пробу двух цветов в углу пластинки, потом поднимаем её и смотрим на просвет, проверяем, чтобы краски имели одинаковую степень прозрачности. Перед началом очищаем стекло обезжиривающим составом.

Б. Для росписи мелких элементов берём очень тонкую кисточку № 00 или 01. Естественно, время от времени надо поднимать стекло, всякий раз в горизонтальном положении, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков, особенно около свинцовых контуров. В. Для придания фрагментам росписи определённой фактуры, например эффекта оперения птицы или шерсти медвежонка, надо подождать минут 5-7, потом снова работать с эмалью, нанося кончиком кисточки № 01 быстрые короткие мазочки.

Необходимо помнить, когда будем пользоваться белилами или их смесями с другими красками: чтобы получить примерно такую же прозрачность (как у краски без белил), надо добавлять в колер вдвое больше бесцветного лака. Готовую работу, прежде чем ставить вертикально, следует выдержать не менее двух часов в горизонтальном положении. Полная сушка займет двое суток, после чего картину можно вставить в раму. Для перехода эмали в стеклообразное, исключительно твердое состояние потребуется примерно 20 дней.

По итогам изучения данной статьи нами были сделаны следующие

выводы:

  1. Для выполнения росписи по стеклу необходим определенный ряд основных принадлежностей, а именно: стекло для росписи, специальные краски, кисти, бумага для эскизов, карандаши, фломастеры, специальный раствор для очистки стекла, хлопковая тряпочка.
  2. Вышеописанный алгоритм работы лег в основу нашего собственного алгоритма.
  3. Роспись по стеклу требует достаточно большого количества времени, терпения и аккуратности.


 

Глава 2.2. Алгоритм выполнения работы.

Как мы уже выяснили, роспись по стеклу является одним из простейших направлений сложного и требующего высокого уровня мастерства витражного искусства. Изучив ряд источников, мы узнали, что существует множество техник создания витражей, каждая их которых по-своему узнаваема, уникальна. Но хотим подчеркнуть, что нашей целью является не создание витража, а освоение базовых этапов работы. Проанализировав множество способов росписи по стеклу, мы разработали свой алгоритм работы. Нами была выбрана техника холодной росписи, т.к. она является самой доступной.

Необходимый набор принадлежностей:

  • рамка со стеклом формата А4 (Вообще, при создании витражных картин берется кусок стекла, который в последующем может обрезаться, обрабатываться и, в зависимости от выбранной техники, спаиваться с другими элементами. Но мы начинаем с азов, поэтому выбираем самый простой и доступный вариант.);
  • кусочек ткани, не оставляющий ворсинок;
  • состав для обезжиривания стекла;
  • бумага для рисования формата А4 (для эскизов);
  • фломастеры, карандаши;
  • тюбики с контурной пастой (имитация свинца), базовые цвета;
  • набор прозрачных витражных красок для холодной росписи, базовые цвета;
  • плоские кисти: большая и маленькая.

Этапы работы.

I этап.

Первое, что мы сделали, это выбрали тему, в рамках которой мы выполним роспись. Нас привлекла тема «Времена года», данная тема является классической, многие известные творческие личности не единожды ее придерживались в своих творениях.

Нами было решено выполнить каждой по 4 картины: первая из которых – пробная; вторая – девушка-образ выбранного времени года; третья – растительный мир; четвертая – животный.

II этап.

Следующее, к чему мы приступили, было создание эскизов. Предварительно мы просмотрели большое количество иллюстративного материала по каждому времени года, после чего нами было определено примерное содержание каждой картины. Эскизы выполнялись сначала простым карандашом, а затем раскрашивались. Цвета мы старались подбирать в соответствии с тем временем года, которое мы выбрали.

Весна – это светло-зеленый, желтый, голубой.

Лето – яркие, сочные цвета: красный (и его оттенки), фиолетовый.

Осень – желтый, красный, серый.

Зима – холодный синий, белый.

IIIэтап.

Очистка стекла. Стекло очищаем специальным раствором и хлопковой тряпочкой, которая не оставляет ворсинок.

IVэтап.

Готовый эскиз подкладываем под стекло и закрепляем его там, после чего начинается непосредственно роспись. Первое, что мы делаем, это наносим контуры, используя для этого специальные тюбики с густой пастой – имитацией свинца, после чего оставляем работу сохнуть примерно на двое суток.

V этап.

На данном этапе выполняется роспись всех элементов рисунка. Для этого необходимо взять жидкую краску для росписи по стеклу. Работу нужно расположить на максимально ровной поверхности, чтобы краска под наклоном не стекала. Обмакнув в краску кисточку и покрутив её, чтобы сплотить волоски, берем немного краски на кончик и наносим её на стекло так, чтобы цвет начал распределяться от края линии свинца. Работаем осторожно, кисточка должна едва касаться поверхности. Благодаря контуру при окрашивании рядом находящихся элементов не происходит смешивания цветов. Когда работа полностью «залита», аналогично оставляем ее сохнуть примерно на 48 часов.

VIэтап.

После того, как работа подсохла, убираем из-под стекла эскиз и подкладываем либо белый, либо цветной однотонный лист. Необычная и оригинальная картина готова!

По итогам своей работы, мы пришли к следующим

выводам:

  1. Прозрачные краски для стекла имеют свои особенности, такие как, например, после высыхания они как будто «сжимаются» и проявляются пробелы, вдоль контуров, которые приходится повторно заливать.
  2. Самым трудоемким и сложным оказался этап заливки отдельных элементов, т.к. заливка должна быть ровной, без разводов, без следов от кисточек.
  3. Роспись по стеклу – это необычайно увлекательный и интересный творческий процесс и мы планируем двигаться дальше и совершенствоваться в этом направлении.
Другие материалы в этой категории: « Работа на конкурс "Пластилиновый Новый год"