Проект «Я и мое имя»

Проект «Я и мое имя»

Цель проекта: Раскрыть многообразие и вариативность имен в русском языке.

Продолжительность: 2 урока.

Предметные области: филология, технология.

Чему можно научиться, работая над этим проектом:
• Придумывать разные варианты своего имени, по аналогии с известными
• Составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера
• Выбирать понравившиеся имена
• Вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка». В центр "ромашки" можно вклеить фотографию ребенка, распечатанную учителем.

Этот проект имеет смысл проводить в 1 классе. Дети уже познакомились и обращаются друг к другу по имени. Нетрудно заметить, что в классе найдется несколько одинаковых имен, а вот надписи на бейджах будут отличаться. Например, Олечка, Оля, Ольгуша, Оленька и т.д. Обсуждать и придумывать другие варианты имени можно всем классом. И это действительно очень интересно. На данном занятии можно остановиться на следующих вопросах:
• Чем отличается имя от фамилии?
• Какие имена мы считаем официальными, а какие домашними?
• Как образуются домашние имена?

Переходя к обсуждению вариантов конкретных имен, учитель старается зафиксировать все варианты предлагаемые детьми. Желательно делать это сразу в текстовом редакторе, по возможности проецируя на доску через проектор и наглядно демонстрируя детям, или используя интерактивный комплекс. Программное обеспечение комплекса часто позволяет переводить письменный текст в печатный, поэтому, если вы будете записывать имена на интерактивной доске, то сможете получить и печатный вариант Вашего списка имен. Этот список можно будет распечатать на принтере и раздать детям для разрезания (или разрезать на отдельные имена заранее). Далее дети могут поработать в группах, помогая друг другу находить в общем списке варианты одного и того же имени, которое встречается в их группе. О правилах сортировки можно предварительно договориться.

Разобрав по кучкам подходящие имена, и отложив в отдельную кучку, не подходящие для их группы, они приступают к изготовлению именных ромашек. Для каждого исходного (официального) имени изготавливается своя ромашка. Ромашка изготавливается в технике аппликации. Листочки дети могут обводить по заранее приготовленному шаблону на цветной бумаге, вырезать и наклеивать, создавая красочный цветок с разноцветными лепестками. На каждом лепестке размещается табличка с именем, которая была отобрана при сортировке. Таким образом, в каждой детской группе появляется несколько именных ромашек, которые в совокупности образуют именную поляну всего класса, которая может украшать его в течение длительного времени.

В заключение необходимо устроить презентацию готовых работ. По ходу презентации дети стараются подсчитать лепестки (количество вариантов имен) на своих ромашках и разобраться, почему для разных имен число лепестков может сильно отличаться. Говоря о конкретных именах, дети могут рассказать свои версии происхождения имени, семейные истории и причины, по которым их так назвали. Все это подготавливает ребенка к дальнейшей социализации в новом коллективе, осознанию собственного «Я», подготавливает необходимую зону доверия и безопасности для дальнейшей работы, в частности, для обращения к теме семьи.

{flippingbook_book 2}

Другие материалы в этой категории: Проект "План класса" »