Урок "непроизносимые согласные " 3 класс

Предмет Русский язык

Класс 3

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

-      сформировать представление о непроизносимых согласных звуках глаголе;

-      сформировать знание правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

-      Здравствуйте, ребята! Какой приближается праздник? (Новый год.)

-      Чтобы хорошо отдыхать на каникулах, сейчас надо хорошо поработать.

Учитель демонстрирует слайд 2.

Дед Мороз огни зажжёт

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

-      Новогодняя ёлка всегда наряжена игрушками. Сегодня мы будем её украшать шарами. Но шары не совсем обычные, на них задания Деда Мороза. Сможем их выполнить? (Да.)

-      Для начала вспомните, чему был посвящен предыдущий урок? (Мы закончили изучение правил проверки правописания безударных гласных в корне слова.)

-      Сегодня мы продолжим учиться приемам проверки правописания однокоренных слов.

-      Как будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.)

Учитель обращает внимание на два шага учебной деятельности. Слайд 3.

-      С чего начнем? (Повторим необходимые знания.)

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-      Перевернем первый шар и выполним задание. Это чистописание.

Учитель открывает слайд 4 или показывает образец чистописания на доске.

-      Запишите, пожалуйста

тдлв тдлв тдлв клюв клест

-      Какая буква «лишняя»? Почему? (Буква л, т.к. обозначает непарный согласный звук.)

-      Какую орфограмму помогают вспомнить слова в чистописании? (Правописание парных согласных в корне слова.)

-      Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)

Учитель вывешивает на доску опорный сигнал к правилу. Слайд 5.

-      Возьмем следующий шар. На нем слова с пропущенными буквами. Прочитайте их.

Слайд 6. Ученики по очереди читают слова:

Хл.пушка, в.селье, пл.сать.

-      Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)

-      Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)

-      Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)

Учитель вывешивает на доску опорный сигнал к правилу. Слайд 7.

-      Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)

-      Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

-      Что мы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)

-      Почему я выбрала именно это? (Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.)

-      Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

-      Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)

Учитель открывает слайд 8.

-      Посмотрите на слайд! Какое выражение лица у Деда Мороза? (Печальное, грустное, несчастное, невеселое.)

-      Запишите на своих планшетках словосочетание грустное лицо.

Учитель показывает планшетки двух учеников. На одной запись «грустное лицо», а на другой «грусное лицо».

-      Что вы замечаете? (Слово грустное записано по-разному.)

-      Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ записи слова.)

Учитель убирает обе планшетки с записями учеников, не выставляя их на доску. Слайд №9. На слайде появляется анимация – вопросительный знак.

-      Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.)

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

-      Какое задание вы не смогли выполнить? (Правильно записать слово грустное.)

-      В чём затруднение? (Написали слово разными способами.)

-      Каким правилом пытались воспользоваться? (Ни одно из изученных правил не подходит.)

-      Почему возникло затруднение? (У нас нет способа написания таких слов.)

-      Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.)

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

-      Какую цель вы поставите перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)

-      Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)

-      Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: проверка орфограмм в корне подбором однокоренных слов.)

-      Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «грустное», как и для других орфограмм в корне слова.)

-      Построим план выхода из затруднения.

Обучающиеся предлагают свои шаги, учитель записывает их в виде плана действий на доске. В заключение, открывается план на слайде. Слайд 10.

  1. Подобрать однокоренные слова.
  2. Выделить корень во всех словах.
  3. Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.
  4. Сделать вывод.
  5. Зафиксировать новый алгоритм.

-      Нам для такой ответственной работы пригодится острое зрение. Предлагаю выполнить упражнения для глаз «Сова», «Муха», «Бабочка».

Учащиеся выполняют упражнения для глаз «Сова»: сильно зажмуриваются и широко раскрывают глаз; «Муха»: вращают зрачками вправо – влево, вверх – вниз, по овалу; «Бабочка»: часто моргают, имитируя ресницами движения крыльев бабочки. Слайд 11.

5 этап. Реализация построенного проекта.

-      Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.

Учитель открывает слайд 12.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Если не понял, переспроси.

5. Свое несогласие высказывай вежливо.

Обучающиеся называют правила, учитель открывает слайд с правилами работы в группе.

-      Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.

По окончании отведенного времени ответственный из каждой группы зачитывает подобранные однокоренные слова, учитель открывает слайд со словами: грусть, грустит, грустненький, грустно, загрустили, взгрустнулось. Слайд 13.

-      Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов.

-      Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово грустное и почему.

Ответственный из каждой группы называет свой вариант правила. После обобщения делаем единый вывод.

-      Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово грустное, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень груст-, а затем написать в слове грустное такой же корень, т.е. с буквой т.

-      Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.

-      Молодцы! Давайте откроем новый шарик с заданием. Здесь есть по одному слову для каждой группы: звёздный, хвастливый, здравствуй, сердце, солнце, тростник. Прочитайте свое слово, запишите его звуковую транскрипцию, понаблюдайте и определите, где в каждом слове слабая позиция.

Учитель открывает слайд 14.

Учащиеся работают в группах. Ответственный из каждой группы показывает звуковую транскрипцию и называет слабую позицию в своем слове. По ходу ответа каждой группы учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями ЗДН, СТЛ, ВСТВ, РДЦ, ЛНЦ, СТН.

звёздный – [звозный]

хвастливый - [хвасливый]

здравствуй - [здраствуй]

сердце - [сэрцэ]

солнце - [сонцэ]

тростник - [трасник]

Слайд 15 (анимация):

ЗДН [зн], СТЛ [сл], ВСТВ [ств], РДЦ [рц], ЛНЦ [нц], СТН [сн]

-      Что произошло с некоторыми буквами? (Они не обозначили звук.)

-      Как вы думаете, почему? (Возможно, в словах слишком много согласных.)

-      Да, правильно. Когда в слове три, а иногда и четыре согласных буквы, бывает трудно их произнести. Вот мы и упрощаем их произношение.

-      Как вы думаете, можно ли упростить также и их написание? (Нет, т.к. корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

-      Вы готовы назвать новую орфограмму и уточнить тему нашего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)

Учитель открывает слайд 16.

-      Теперь попробуйте в группах создать свой опорный сигнал к новой орфограмме.

Учащиеся работают в группах и приносят на доску свои эскизы. Ответственные защищают проект. Обобщая все предложения, составляем согласованный опорный сигнал. Слайд 17.

-      Сделайте вывод. (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

-      Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Обучающиеся выдвигают предложения, учитель открывает запись. Слайд №18.

Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне:

  1. Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2. Подбираем однокоренные слова.
  3. Выделяем корень в однокоренных словах.
  4. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.
  5. Записываем слово.

-      Проверим наш вывод по учебнику.

Обучающиеся открывают учебники и читают новое правило.

-      Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова грустное будет правильным и почему? (С буквой т, т.к. однокоренное проверочное слово – грусть.)

-      Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)

-      Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

-      Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)

-      Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка с Дедом Морозом.

Учитель открывает слайд 19.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-      Посмотрите теперь на нашего Деда Мороза. Изменилось у него выражение лица? (Да.)

-      Какое оно у него теперь? (Счастливое, веселое, довольное.)

-      Какое из названных вами слов на новое правило? (Счастливое.)

-      Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

-      Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Счастливый взгляд.)

Учитель приглашает к доске ученика, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяют шаги по алгоритму и записывают в тетради: счас.ливый.

  1.   Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2.  Подбираем однокоренные слова: счастье, счастливчик, посчастливилось.
  3.  Выделяем корень в однокоренных словах: счаст-.
  4.  Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся: счастье.
  5.  Записываем слово: счастливый.

-      Что вам принесет Дед Мороз? (Подарки.)

-      Посмотрите на слайд. Какой мешок он несет? (Большой, огромный, гигантский.)

-      Какое из названных вами слов на новое правило? (Гигантский.)

-      Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

-      Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Гигантский мешок.)

Учитель приглашает к доске ученика, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяют шаги по алгоритму и записывают в тетради: гиган.ский.

  1. Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2. Подбираем однокоренные слова: гигант, прегигантский, гигантомания.
  3. Выделяем корень в однокоренных словах: гигант-.
  4. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся: гигант.
  5. Записываем слово: гигантский.

-      Хотите посмотреть, какое задание на следующем шарике? (Да.)

Учитель переворачивает шарик.

-      Используя алгоритм, прокомментируйте друг другу в парах, начиная с первого варианта, словосочетания: I вариант – извес.ный герой, II вариант – прелес.ная Снегурочка.

Учитель открывает слайд 20.

Обучающиеся работают в парах.

-      Проверьте по образцу.

I вариант: известный – известие, весть; II вариант: прелестный - прелесть, прелести. Слайд 21.

-      Кто из вас ошибся? Поставьте на полях вопросительный знак.

-      В чем ошибка? (Ученики называют, в чем ошиблись.)

-      Исправьте ошибки.

-      Какой следующий шаг на уроке? (Проверим себя, справимся ли самостоятельно.)

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-      Запишите слова, действуя по алгоритму: чес.ный. поз.ний. мес.ный.

Учитель открывает слайд 22.

-      Проверьте по эталону. Слайд 23.

Честный – честь, поздний – опоздал, местный – место.

-      У кого возникли затруднения?

-      В каком шаге алгоритма вы ошиблись?

-      В чем причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)

-      Исправьте ошибки. Сделайте вывод. (Нужно ещё потренироваться.)

-      Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! Поставьте на полях «плюс».

-      Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

-      При выполнении каких заданий вы можете использовать новое правило? (При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи.)

-      Предлагаю вам потренироваться и записать стихотворение, которое сочинил Дед Мороз. Ведь он остался доволен результатами вашей самостоятельной работы.

-      Послушайте стихотворение:

На планете весь народ

Любит торжество Новый год.

-      Понравилось стихотворение? (Не очень оно складное.)

-      Как это можно исправить? (Заменить слово торжество синонимом праздник.)

-      Прочитайте новое стихотворение:

На планете весь народ

Любит праздник Новый год.

Учитель открывает слайд 24.

-      Спишите стихотворение.

-      Встретилось ли нам слово на новое правило? (Да, это слово праздник.)

-      Как вы можете его проверить? (Подобрать проверочное однокоренное слово.)

-      Подберите. (Праздновать, праздничный.)

-      Услышали в однокоренных словах звук [д]? (Нет.)

-      В однокоренных словах [д] тоже не произносится, однако букву д надо писать. В русском языке есть устаревшее слово «празден», т.е. свободен, но оно уже не используется в речи. Правописание слова «праздник» надо запомнить.

-      Где можно проверить написание этого слова? (В словаре.)

-      Какой вывод из этого следует? (Бывают словарные слова с непроизносимыми согласными; их правописание надо запоминать.)

-      С такими словами мы будем работать на следующем уроке.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-      Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)

-      Достигли мы цели? (Да.)

-      Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится.)

-      Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

-      Кто смог открыть новое знание сам?

-      Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)

-      Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)

-      Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, украсьте елку красными шарами.

Учитель открывает слайд 25.

-      Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, украсьте елку синими шарами.

-      Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, украсьте елку желтыми шарами.

-      Покажите, шариком какого цвета вы будете украшать елку. Наша елка засияла огнями.

Учитель открывает слайд 26.

-      Переверните свои шарики, на обратной стороне записано домашнее задание. Если вы выбрали шар желтого цвета, то вам предлагается записать однокоренные прилагательные к словам: область, ярость, уста. Если вы выбрали шар синего цвета, то вам предлагается подобрать к данным существительным (день, счет, житель) подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимым согласным в корне слова. Если вы выбрали шар красного цвета, то вам предлагается придумать и записать три предложения, в которых есть слова с непроизносимым согласным в корне.